Добрый зимний вечер стихи

Назад Вперёд Загрузить 21,1 МБ Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию. Цели по содержанию урока: Образовательная: Добрый зимний вечер стихи с образом зимнего вечера в поэзии Пушкина, произведениях русских композиторов — Формировать навыки анализа разных видов искусства объединенных единой темой. Отрабатывать умение петь по нотной записи. Развивающая: В процессе вокально-хоровой работы развивать навыки кантиленного пения. Во время слушания музыки развивать тембровый и динамический слух. Способствовать умению анализировать, сравнивать, обобщать. Воспитывающая: Средствами искусства воспитывать у ребят эстетический вкус, уважительное отношение к великим произведениям искусства, русской культуре. Методы: Музыкального обобщения и систематизации. Звуковой и зрительной наглядности. Работа с текстом стихотворения, песни. Наглядные средства обучения: мультимедийная презентация, видеомагнитофон, телевизор, музыкальный центр. Ход урока Музыкальное приветствие. Учитель читает стихотворение У: Чему они посвящены? У: Чем дорого поэту это место? Пушкин много добрый зимний вечер стихи приезжал в село Михайловское, в имение своих родителей. Его вдохновляли простая русская добрый зимний вечер стихи, небольшое озеро, река, особенная тишина и прозрачный воздух. В течение двух лет поэт находился там в ссылке. У: Вы правы, именно эта красота вдохновляла поэта на создание своих гениальных произведений. У: Какие произведения были созданы в селе Михайловском? Добрый зимний вечер стихи Сейчас мы совершим экскурсию в родное имение семьи Пушкиных. У: Я думаю, вы сами убедились, насколько красива природа Псковской губернии села Михайловское. С чем можно сравнить эти дивные места? Д: С музыкой, с песней. У: Вслед за осенью, которую так любил поэт, наступала зима. Господский дом заметало чуть не по самые окошки добрый зимний вечер стихи. В доме наглухо забивали окна, запирали комнаты, оставив только две: одну для Д: О няне Пушкина — Арине Родионовне Яковлевой. У: Что вы знаете об Арине Родионовне? Д: Арина Родионовна была верным другом в тяжелую пору ссылки поэта в селе Михайловском. С ней он вел бесконечные беседы, расспрашивал о старине, читал ей только что написанные стихи, слушал ее рассказы, сказки, песни. У: Знаете ли вы стихи об Арине Родионовне? Арина Родионовна брала веретено или спицы и шла в комнату Александра Сергеевича. Свеча потрескивала на столе, смутные тени метались по стенам. Поэту казалось, что на всем белом свете только он да няня. Давайте и мы сейчас представим такой зимний вечер. А поможет нам в этом музыка У: Как называется цикл пьес Чайковского, состоящий из 12 номеров, посвященных каждому месяцу года? У: Какой вечер нарисовала музыка? Д: Добрый, уютный, теплый, домашний, мечтательный, будто кто-то ведет задушевную беседу. У: Как звучала мелодия? Д: Мелодия звучала задушевно и напевно как русская народная песня. И здесь не обошлось без стихов Эпиграфом к этой пьесе были выбраны такие строки У: Да, добрый зимний вечер стихи мелодия и стихи сотканы из мирной неги зимнего вечера. У камелька уютно, спокойно, можно дремать и слушать нянины сказки. Знаете ли вы, сколько сказок Пушкин написал с уст Арины Родионовны? У: Сейчас я проверю, как вы их знаете: Слайд 7. У: Молодцы, хорошо знаете сказки. У: В доме тепло и уютно, а что же происходит за окном? То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый К нам в окошко застучит. Наша ветхая добрый зимний вечер стихи И печальна и темна. Что же ты, моя старушка, Приумолкла у окна? Или бури завываньем Ты, мой друг, утомлена, Или дремлешь под жужжаньем Своего веретена? Выпьем, добрая подружка Бедной юности моей, Выпьем с горя; где же кружка? Спой мне песню, как синица Тихо за морем жила; Спой мне песню, как девица За водой поутру шла. Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; Добрый зимний вечер стихи, как зверь она завоет, То, заплачет, как дитя. Выпьем, добрая подружка Бедной юности добрый зимний вечер стихи, Выпьем с горя: где же кружка? У: Какой вечер предстал перед нами? У: Поэт словно смотрит в темное окно за которым ничего не видно, и прислушивается, что делается там, в открытом снежном поле. Какие глаголы использует поэт? У: Ударения в словах падают на какие звуки? У: Что они изображают? У: Первая часть посвящена бури. Д: Обращена к няне. У: Няня тоже призадумалась, приуныла и Александр Сергеевич старается ее развеселить, стряхнуть с ее души грустную тягость зимнего вечера. Или бури завываньем Ты, мой друг, утомлена, Или дремлешь под жужжаньем Своего веретена? Ему нужен живой голос няни. Вместе легче пережить печаль. Что просит он у няни? У: Русские народные песни не раз слышал он от няни, и вновь просит ее спеть их, потому что в них он видит истинную поэзию народного творчества. Есть ли повтор строк? Д: Опять картина добрый зимний вечер стихи. У: Это не случайно. Пусть воет вьюга, нагоняет тоску, мы не поддадимся ей добрый зимний вечер стихи дружеской беседой поддержим свою бодрость. Музыкально ли это стихотворение? У: Если бы вы были бы композиторами, какую музыку написали на эти стихи? Д: Взволнованную, тревожную, кружащуюся…Темп — умеренный, лад — минорный, ритм — спокойный. У: На эти стихи было написано несколько романсов и русская народная песня. У: Посмотрите на нотную запись. Народная или добрый зимний вечер стихи это мелодия? Д: Распевы, повтор мелодии — реприза, двуголосие. Послушайте, как она звучит. У: Как прозвучала песня? Д: Плавно, напевно, мелодия взлетает вверх словно ветер. У: Какой ритм изображает метель? Д: Чередование четверти и восьмой. У: Благодаря этому создается ощущение танца. Разучивание по нотной записи. У: Это стихотворение оказалось добрый зимний вечер стихи музыкальным, что на него было написано несколько романсов. И один из них — другом Пушкина Михаилом Яковлевым, с которым он учился в лицее. Яковлева в исполнении У: Добрый зимний вечер стихи романс с русской народной песней. Д: В романсе мелодия более монотонная, нет больших скачков, ритм более ровный. У: Кто исполнил добрый зимний вечер стихи Д: Певец-солист и фортепиано. У: Чем жанр романса отличается от песни? Д: Ярче раскрыты чувства. Каждая строчка романса была спета по-разному. У: Вы правы, в романсе происходит более тесная связь между литературным текстом и мелодией. Мелодия романса с одной стороны передает монотонность завывающей вьюги, а с другой — ласковую нежность поэта к своей няне. Музыка стиха и поэтичность музыки… Можно ли разделить эти понятия? Д: нет У: Для Пушкина добрый зимний вечер стихи не разделимы. Он не учился специально музыке, но слушая ее, он ее слышал. Не только композиторы и поэты в своих произведениях восхищались красотой зимнего вечера. Вглядитесь в эти художественные работы. У: Какая из представленных картин, рисунков созвучна музыке, звучащей на уроке? Дети показывают картины и обосновывают свои ответы. У: Какая общая тема объединила музыку, поэзию, живопись сегодняшнего урока? У: Чьи стихи звучали на уроке? Какие музыкальные произведения появились благодаря поэзии У: Почти ко всем известным произведениям Пушкина — поэмам, сказкам, романам, стихам обращались композиторы. Только романсов было создано около 200. Пушкина были созданы оперы, балеты, оратории. Ребята, когда вы будите читать книги Добрый зимний вечер стихи. Пушкина вспомните, что у многих его добрый зимний вечер стихи есть еще и вторая жизнь — в музыке. Не вечен камень пьедестала. Суть в том, кем для России стал Кудрявый правнук Ганибала. Лишь он мог так шутить хитро, Влюбляться озорно и нежно, Так лишь его могло перо Грустить светло и безнадежно. Киевская, 24, Москва, Россия, 121165, ИД «Первое сентября», Оргкомитет фестиваля «Открытый урок».